Конспект занятия в подготовительной к школе группе по знавательному развитию
Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с детьми, обсуждения актуальной темы);
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»;
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, бережного отношения к хлебу.
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом нашего народа;
- Закреплять знания о том, что хлеб - главный и самый ценный продукт питания.
- Расширять и систематизировать знания детей о значении хлеба в жизни человека во времена ВОВ;
- Развивающие:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать новые странички героического прошлого нашей страны;
- Формировать бережное отношение к хлебу;
- Развивать память, внимание, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное и поэтическое произведения;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;
- Обогатить словарь детей пословицами.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Методы и приемы:
- практический: игра «Каким должен быть боец?», физкультминутка «Трактора»;
- наглядные: демонстрация ломтя хлеба, равного блокадному пайку, демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, парада Победы;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, слайды военной тематики;
Фотографии и иллюстрации боевых сражений, Парада Победы;
Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, аудиозапись со звуками стрельбы;
Подборка книг на военную тематику;
Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о хлебе в войну: Юрий Яковлев «Цветок хлеба», Сергей Алексеев «Блокадный хлеб», Елена Благинина «Хлеб»;
Заучивание стихотворений;
Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день. У вас. я вижу, хорошее настроение. Давайте поделимся им с друзьями. Давайте улыбнемся друг другу. А теперь прислушаемся. Какие звуки мы слышим за окном? (ответы детей: пение птиц, разговор людей, шум ветра). А какие звук вы слышите дома, когда просыпаетесь? (мамин, папин, бабушкин голос, мама готовит завтрак…) Какие чудесные звуки! А много лет назад люди проснулись под звуки стрельбы.
Воспитатель включает аудиозапись «Звуки рвущихся снарядов».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли эти звуки сейчас? А когда люди слышат такие звуки? (во время войны)
Воспитатель: - Хотите узнать больше о ВОВ?
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
2. Основная часть
Воспитатель: В 4 часа утра 22 июня 1941 года, когда солнце еще не взошло и люди мирно спали, на западной границе одновременно в воздух поднялись фашистские бомбардировщики с полными боекомплектами, в бой пошли танки и пехота и стали стрелять дальнобойные орудия. Без объявления войны, немецко-фашистская Германия напала на нашу страну.
Слайд №1 Самолеты в небе (черно-белая картинка).
Девочка:
Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Мальчик:
И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…
Н. Браун
Воспитатель предлагает к прослушиванию отрывок аудиозаписи песни «Священная война».
Воспитатель: - Люди поднялись на защиту своей Родины. Родины-матери, как мы ее называем. Четыре года воевал с врагами наш народ. И днем и ночью сражались за Родину. Вот тогда была написана песня «Священная война».
Воспитатель: Враги планировали очень быстро захватить нашу столицу и пройти маршем по Красной площади как победители (слайды Красной площади). Много городов, сел и деревень было захвачено. И один из них - город Санкт-Петербург, который во время войны назывался Ленинградом. Этот город попал в осаду – враги окружили Ленинград плотным кольцом. Жителям города голодали. Зимой по льду ладожского озера доставляли в город продукты и увозили детей – эта дорога называлась Дорога жизни.
Слайд № 2. «Дорога жизни» (черно-белая картинка).
Все сбудется – мы встретимся с тобой…
Над нами вскинет парус голубой
безветренное солнечное небо.
И, радуясь блаженству тишины,
мы вспомним о смертельных днях войны,
о черствой корке ладожского хлеба.
И. Авраменко
Но ленинградцы не сдавались. Они выдержали испытания и не сдали врагу свой город, хотя пищи было так мало, что даже хлеб выдавали по небольшим кусочкам на человека. Хлеб блокадного Ленинграда состоял из ржаной муки, овсянки, жмыха от подсолнечных семечек. В первую блокадную зиму рецепт хлеба менялся очень часто, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав. Ровно 125 грамм - дневная норма блокадного хлеба.
(Демонстрация кусочка хлеба весом 125 г)
Детям выдается хлеб
Размер ломтя соответствует блокадным пайкам.
В деревнях во время войны сажали на полях и огородах овощи, рожь, пшеницу, ячмень. Но весь урожай зерна отправляли на фронт. Поэтому муки почти не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. От голода, недоедания страдали все люди. А жителям города хлеб выдавали только по карточкам. Такие карточки постепенно ввели в начале войны. Хлебная карточка была дороже денег, если человек ее терял, то есть нечего было всей семье.
Слайд № 3. Очереди в магазин (черно-белая картинка).
После окончания войны городам, прославившимся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны, присвоено звание городов-героев. (показ слайдов с перечислением нескольких городов - героев). В процессе просмотра дети дополняют рассказ воспитателя, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Трудное и голодное было время. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой врага.
Девочка:
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Р. Рождественский
Дети нередко убегали на фронт, и вместе со взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было совершено много героических поступков и подвигов, многие дети стали героями.
Слайд № 4. Дети-герои (черно-белая картинка).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что такое «подвиг», «героический поступок»?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Да, ребята, героический поступок - это поступок во имя других. Во время сражений многие бойцы получали тяжелые ранения. Но среди бойцов были не только взрослые, но и дети. Да, многие дети уходили на фронт и были зачислены в отряды
Игра «Каким должен быть боец?» Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют качества воина – защитника (ответы детей: храбрый, отважный. смелый)
Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?
Дети: Такого человека называют герой!
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. О героическом подвиге своего прадедушки нам расскажет Саша.
Воспитатель: О войне было сложено много пословиц и поговорок. Назовите, какие вы знаете, скажите, как вы понимаете смысл пословиц (обсуждение лексического значения пословиц):
Худ обед, когда хлеба нет.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Покуда есть хлеб да вода, все – не беда.
Хлеба ни куска – и в горле тоска.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как сеют хлеб:
Физкультминутка «Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,
(имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать,
(делают разбрасывающие движения руками как будто сеют)
Будем рожь молотить,
(руки в кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить
(имитируют качание младенца)
Воспитатель: - Долго длилась война, но 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Наступил долгожданный мир. Все радовались, и в честь этой победы на Красной площади в Москве прошел Парад Победы, возглавлял парад Г. К. Жуков.
Слайд № 5. Парад на Красной площади (черно-белая картинка).
В этом году, наша страна будет отмечать очередную годовщину со дня Победы.
(Звучит отрывок песни «День Победы»).
Воспитатель: В День Победы возлагают цветы к обелискам, поздравляют ветеранов. А кто такие ветераны? (ответы детей). Это солдаты Великой Отечественной войны, а сейчас – бабушки и дедушки, с каждым годом их становится все меньше. Как мы должны относиться к тем, кто подарил нам мирное небо? (ответы детей) Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах.
Слайд № 6. Ветераны в День Победы.
Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю детям оценить свою работу на занятии.
Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на занятии. Надеюсь, вы запомнили, что хлеб - это наше богатство. И настоящая цена хлебу измеряется не деньгами, которые мы платим в магазине, а человеческим трудом, затраченным на выращивание и изготовление хлеба.