Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453"

г.Нижнего Новгорода

 

Митенковой Инессы Владимировны

Хлеб - это жизнь

 

Конспект занятия  в подготовительной к школе группе по знавательному развитию

 

Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с детьми, обсуждения актуальной темы);

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»;

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, бережного отношения к хлебу.

Программные задачи:

Образовательные:

- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом нашего народа;

- Закреплять знания о том, что хлеб - главный и самый ценный продукт питания.

- Расширять и систематизировать знания детей о значении хлеба в жизни человека во времена ВОВ;

- Развивающие:

- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать новые странички героического прошлого нашей страны;

- Формировать бережное отношение к хлебу;

- Развивать память, внимание, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное и поэтическое произведения;

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

- Обогатить словарь детей пословицами.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;

- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Методы и приемы:

- практический: игра «Каким должен быть боец?», физкультминутка «Трактора»;

- наглядные: демонстрация ломтя хлеба, равного блокадному пайку, демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, парада Победы;

- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, слайды военной тематики;

Фотографии и иллюстрации боевых сражений, Парада Победы;

Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, аудиозапись со звуками стрельбы;

Подборка книг на военную тематику;

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы о хлебе в войну: Юрий Яковлев «Цветок хлеба», Сергей Алексеев «Блокадный хлеб», Елена Благинина «Хлеб»;

Заучивание стихотворений;

Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;

 

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день. У вас. я вижу, хорошее настроение. Давайте поделимся им с друзьями. Давайте улыбнемся друг другу. А теперь прислушаемся. Какие звуки мы слышим за окном? (ответы детей: пение птиц, разговор людей, шум ветра). А какие звук вы слышите дома, когда просыпаетесь? (мамин, папин, бабушкин голос, мама готовит завтрак…) Какие чудесные звуки! А много лет назад люди проснулись под звуки стрельбы.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки рвущихся снарядов».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли эти звуки сейчас? А когда люди слышат такие звуки? (во время войны)

Воспитатель: - Хотите узнать больше о ВОВ?

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

2. Основная часть

Воспитатель: В 4 часа утра 22 июня 1941 года, когда солнце еще не взошло и люди мирно спали, на западной границе одновременно в воздух поднялись фашистские бомбардировщики с полными боекомплектами, в бой пошли танки и пехота и стали стрелять дальнобойные орудия. Без объявления войны, немецко-фашистская Германия напала на нашу страну.

Слайд №1 Самолеты в небе (черно-белая картинка).

Девочка:

Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.

Мальчик:

И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…

Н. Браун

 

Воспитатель предлагает к прослушиванию отрывок аудиозаписи песни «Священная война».

Воспитатель: - Люди поднялись на защиту своей Родины. Родины-матери, как мы ее называем. Четыре года воевал с врагами наш народ. И днем и ночью сражались за Родину. Вот тогда была написана песня «Священная война».

Воспитатель: Враги планировали очень быстро захватить нашу столицу и пройти маршем по Красной площади как победители (слайды Красной площади). Много городов, сел и деревень было захвачено. И один из них - город Санкт-Петербург, который во время войны назывался Ленинградом. Этот город попал в осаду – враги окружили Ленинград плотным кольцом. Жителям города голодали. Зимой по льду ладожского озера доставляли в город продукты и увозили детей – эта дорога называлась Дорога жизни.

Слайд № 2. «Дорога жизни» (черно-белая картинка).

Все сбудется – мы встретимся с тобой…
Над нами вскинет парус голубой
безветренное солнечное небо.
И, радуясь блаженству тишины,
мы вспомним о смертельных днях войны,
о черствой корке ладожского хлеба.

И. Авраменко

 

 

Но ленинградцы не сдавались. Они выдержали испытания и не сдали врагу свой город, хотя пищи было так мало, что даже хлеб выдавали по небольшим кусочкам на человека. Хлеб блокадного Ленинграда состоял из ржаной муки, овсянки, жмыха от подсолнечных семечек. В первую блокадную зиму рецепт хлеба менялся очень часто, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав. Ровно 125 грамм - дневная норма блокадного хлеба.

(Демонстрация кусочка хлеба весом 125 г)

 

 

Детям выдается хлеб

Размер ломтя соответствует блокадным пайкам.

В деревнях во время войны сажали на полях и огородах овощи, рожь, пшеницу, ячмень. Но весь урожай зерна отправляли на фронт. Поэтому муки почти не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. От голода, недоедания страдали все люди. А жителям города хлеб выдавали только по карточкам. Такие карточки постепенно ввели в начале войны. Хлебная карточка была дороже денег, если человек ее терял, то есть нечего было всей семье.

Слайд № 3. Очереди в магазин (черно-белая картинка).

 После окончания войны городам, прославившимся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны, присвоено звание городов-героев. (показ слайдов с перечислением нескольких городов - героев). В процессе просмотра дети дополняют рассказ воспитателя, высказывают свое мнение.

Воспитатель: Трудное и голодное было время. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой врага.

Девочка:

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

Р. Рождественский

 

 Дети нередко убегали на фронт, и вместе со взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было совершено много героических поступков и подвигов, многие дети стали героями.

Слайд № 4. Дети-герои (черно-белая картинка).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что такое «подвиг», «героический поступок»?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Да, ребята, героический поступок - это поступок во имя других. Во время сражений многие бойцы получали тяжелые ранения. Но среди бойцов были не только взрослые, но и дети. Да, многие дети уходили на фронт и были зачислены в отряды

Игра «Каким должен быть боец?» Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют качества воина – защитника (ответы детей: храбрый, отважный. смелый)

Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?

Дети: Такого человека называют герой!

Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. О героическом подвиге своего прадедушки нам расскажет Саша.

Воспитатель: О войне было сложено много пословиц и поговорок. Назовите, какие вы знаете, скажите, как вы понимаете смысл пословиц (обсуждение лексического значения пословиц):

Худ обед, когда хлеба нет.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

Покуда есть хлеб да вода, все – не беда.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как сеют хлеб:

 

Физкультминутка «Трактора» 

Тара – тара – та – ра – ра

 Выезжают трактора

 (шагают на месте топающим шагом)

 Будем землю пахать,

(имитируют работу плуга)

Будем рожь засевать,

(делают разбрасывающие движения руками как будто сеют)

 Будем рожь молотить,

(руки в кулачках вращаем перед грудью)

Малых деток кормить

(имитируют качание младенца) 

Воспитатель: - Долго длилась война, но 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Наступил долгожданный мир. Все радовались, и в честь этой победы на Красной площади в Москве прошел Парад Победы, возглавлял парад Г. К. Жуков.

Слайд № 5. Парад на Красной площади (черно-белая картинка).

В этом году, наша страна будет отмечать очередную годовщину со дня Победы.

(Звучит отрывок песни «День Победы»).

Воспитатель: В День Победы возлагают цветы к обелискам, поздравляют ветеранов. А кто такие ветераны? (ответы детей). Это солдаты Великой Отечественной войны, а сейчас – бабушки и дедушки, с каждым годом их становится все меньше. Как мы должны относиться к тем, кто подарил нам мирное небо? (ответы детей) Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах.

Слайд № 6. Ветераны в День Победы.

Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю детям оценить свою работу на занятии.

Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на занятии. Надеюсь, вы запомнили, что хлеб - это наше богатство. И настоящая цена хлебу измеряется не деньгами, которые мы платим в магазине, а человеческим трудом, затраченным на выращивание и изготовление хлеба.

 

Дата последнего обновления страницы 02.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»