Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453"

г.Нижнего Новгорода

 

Митенковой Инессы Владимировны

Мы в столовую идём - про посуду узнаем

 

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе с применением мультимедийных средств 

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду в соответствии с ее назначением по правилам столового этикета.

 

 Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столовая.

  2. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением.

  3. Формировать навыки столового этикета.

  4. Развивать умение чётко и правильно отвечать на вопросы воспитателя.

  5. Вызвать интерес к занятию через применение ИКТ.

  6. Воспитывать уважение к профессии гончар.

Предварительная работа: Беседа с детьми о предметах посуды, чтение книг: сказка «Лиса и журавль»; Анна Шорох «Сказка про чашку»; «Как посуда чуть не перессорилась»;  Никитинская «Сказка о Кастрюле».

Дидактические игры: «Ложку передавай – предметы кухонной посуды называй», «Помоги повару», «Что для чего?».

Оборудование: проектор, экран, кастрюля, половник, чайная пара, цветная бумага, ножницы, клей, альбом, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

 

Методические приемы: Дидактическая игра, показ, вопросы, рассказ ребенка, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

 

Ход занятия

Организационный момент:

В группе стоит стол. На нем – настольная ширма. Воспитатель за ширмой издает металлический звук и просит детей угадать, что же может издавать такой звук.

Дети: Это кухонная посуда.

Воспитатель: Правильно.

В прошлый раз наша Волшебная Ложка превратилась в разливную ложку и познакомила нас с кухонной посудой.

Дидактическая игра «Ложку передавай – предметы кухонной посуды называй».

Дети передают друг другу ложку и называют предметы кухонной посуды: Сковороды, жаровни, противни, кастрюли, ковши, чайники, молочники (небольшие кастрюльки с одной ручкой для быстрого приготовления или кипячения воды (молока), формы для выпечки хлеба, кексов, пирогов, горшочки для запекания, дуршлаг, миски, сито, терки, разделочные доски. Кухонные принадлежности: шумовки, ложки, лопатки, толкушка, половники для первых блюд и компотов. скалки для раскатывания теста, ножи, ножницы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Много предметов назвали. На ваших столах лежат листочки. На них изображен повар, который хочет приготовить обед. Какая посуда ему понадобится? Проведите к ней линии.

Дидактическая игра «Помоги повару»

Воспитатель: Прекрасно, все справились. Все предметы пригодились повару?

Дети: нет, некоторые остались.

Воспитатель: (издает за ширмой еще звук (по чашке)). Скажите, какая посуда так звучит? Кухонная посуда может так звучать?

Дети: Нет. Это звучит другая посуда, возможно, чашка.

Воспитатель: Куда же пропала наша ложка?

Слайд № 1 с нашей ложкой. Сидит гончар около гончарного круга.

Воспитатель: Ребята. Это не простой гончар. Семья нашей Жени посетила гончарную мастерскую и они сами сделали настоящие чашки, из которых можно пить. Женя вам расскажет историю чашки.

 

Выходит к слайду девочка.

Рассказ Жени: Чайную чашку с блюдцем — сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, — так же, как и сам чай, придумали в Китае.

 Но это не была чашка в привычном виде, она была без ручки. 

Слайд №2. Глиняные кувшины и пиалы.

Воду, молоко, в то время пили либо из глиняных кувшинов, либо из деревянных кружек с ручками или черпаков. А делали глиняную посуду на гончарном круге. Гончары были очень уважаемыми мастерами и каждый старался украсить свой товар по-особому.

Видео: Женя лепит чашку на гончарном круге с помощью мастера-гончара.

Держать в руках фарфоровую пиалу с чаем было горячо, поэтому чай поначалу переливали в блюдце, чтобы он остывал. А чуть позже к пиалам приделали ручки, такие же, как и другим сосудам для питья. Чашки покрывали красивым рисунком.

Слайд № 3. Семья Жени с чашками.

Чашки делали очень красивые и церемония чаепития очень быстро распространилась по миру.

Воспитатель: Были даже специальные учителя, которые обучали правилам чаепития детей и взрослых. Эти правила назывались столовым этикетом. Вот они:

Слайд № 4. «Правила поведения за столом для детей»:

·         За столом нужно спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками.

·         Нельзя класть на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

·         Нельзя разговаривать с полным ртом – нужно прожевать и проглотить, потом говорить, нельзя чавкать, надо стараться есть беззвучно.

·         Чтобы было легче жевать – надо откусывать небольшие куски.

·         На тарелку надо класть столько еды, сколько сможешь съесть.

·         Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками надо нарезать мясо, нож отложить в сторону, вилку взять в правую руку – и есть. Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

·         Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не надо пользоваться ножом, если можно обойтись при помощи вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

·         Гарнир (картофель, овощи, макароны) надо набирать на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

·         Руки и губы нужно вытирать салфетками.

·         Если хочется попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке, не стоит тянуться к нему через весь стол, надо вежливо попросить передать.

·         Из общей посуды нужно накладывать еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

·         Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

·         И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, даже просто дружеский ужин не может обойтись без правил этикета. Этикет за столом называется столовым этикетом, а посуда, стоящая на столе – столовая посуда.

Слайд № 5. Столовая посуда (общий слайд).

Воспитатель. Попробуйте догадаться, что для чего?

Проводится игра «Что для чего?»

 (Для масла – масленка, для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, для хлеба – хлебница, для соли – солонка, для десерта – десертная тарелка и десертная ложка, для чая – чайная ложка, для кофе – кофейная чашка, ложка, для супа – супница).

Воспитатель: Давайте же покажем, как выглядит столовая посуда.

Физкультминутка

ПОСУДА

Вот большой стеклянный чайник.        (Дети надули животик)

Очень важный, как начальник (Одна рука на поясе, другая согнута)                       

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки. (Кружатся, «рисуя» руками круг)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. Встали, руки в стороны, покачали.

Он посуду нам принес.

 

Воспитатель: Давайте сейчас сядем так, как принято правилами столового этикета: ровно, выпрямив спину. А наша Волшебная Ложка продолжает показывать нам предметы столовой посуды.

Слайд № 6. Столовая посуда – отдельные предметы: супница, тарелки.

Воспитатель: Раньше на кухне только готовили пищу, а ели все в отдельной комнате, она называлась – столовая. Суп не наливали сразу в тарелки, из кастрюли в кухне его переливали в супницу, несли в столовую и ставили на стол. Супница или супник - это широкая и глубокая ёмкость с ручками, а иногда и с ножками, закрывается выпуклой крышкой, чтобы сохранить тепло. На стол ставятся тарелки. Обычно в доме три вида столовых тарелок – для первых и вторых блюд, а также десертные.

А как называется посуда для чая?

Дети: Чашки и блюдца.

Воспитатель: Правильно, а наша Волшебная Ложка говорит нам, что чашку и блюдце одного дизайна принято называть чайной парой.

Слайд № 7. Чайная пара

 

Рефлексия. Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте приготовим для наших близких подарок: чайные пары.

Разомнем перед работой наши пальчики, как гончары:

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного.

 

Давайте раскрасим блюдца и подберем для чашек цветную бумагу. Делаем наши чашки выпуклыми, ведь в них мы нальем чай.

Какие красивые чайные пары получились!

Дата последнего обновления страницы 02.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»