Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453"

г.Нижнего Новгорода

 

Митенковой Инессы Владимировны

Дидактические игры по формированию культуры питания

 

 

Картотека дидактических игр по теме «Культура питания»

 

Дидактическая демонстрационная игра «Четыре сезона».

Цель: Учить подбирать картинки с изображениями фруктов и овощей, которые мы чаще употребляем в заданное время года, и выкладывать их на панно, закреплять знание характерных особенностей данного времени года. развивать внимание, зрительное восприятие.

Ход игры. Воспитатель держит в руке одно из четырех плоскостных изображений из ткани (картона, оргалита и др.), соответствующих четырем временам года и говорит: «Какое это время года? Какие фрукты (овощи) в это время года мы чаще употребляем в пищу? Найди и прикрепи». Ребенок находит изображение и прикрепляет на панно. Можно усложнить задание. Предложив ребенку загадать загадку, назвать витамины, содержащиеся в этих фруктах и овощах.

Дидактическая игра "Угощаю кашей"

Цель: Закреплять знания детей о здоровом питании, способствовать развитию у детей тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, учить различать на ощупь и называть разные виды круп (греча, рис, манка, пшено, горох и др.), развивать мышление, память, речь, любознательность.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола, в центре которого лежат завязанные мешочки с крупой (другой вариант – завязанные воздушные шарики с крупой). Первый игрок берет с подноса картинку с изображением любой каши, говорит: «Угощаю пшенной кашей. Для пшенной каши пойду на рынок за пшеном». Ищет на ощупь в мешочках пшено. Как найдет, говорит: «Купил!». Обращаясь к соседнему игроку, спрашивает: «А ты чем угощаешь?» Соседний игрок берет следующую карточку и т.д.

 

 Дидактическая игра "Какая каша?".

Цель: обогащать знания детей о том, из чего варят каши; различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манка и др.), развивать любознательность, воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

 Ход игры. Дети называют крупу и образуют название каши из нее. Например, рис. Из риса варят рисовую кашу. Гречка. Из гречки варят гречневую кашу. Манка. Из манки варят манную кашу. К слову «каша» подбирают слова-определения (вкусная, сытная, вязкая, рассыпчатая, полезная и т. д.)

Воспитатель может предложить иной вариант: Дети поочередно «закладывают» в кастрюлю все ингредиенты и «варят» кашу при этом повторяют и закрепляют 1 вариант игры, дополнительно придумывают, как кашу сделать более полезной (можно добавить орехи, изюм, фрукты и др.

 

Дидактическая игра «Мешочки с секретом».

Цель: Закрепить умение различать и называть крупы и бобовые, закреплять знания продуктов, необходимых для приготовления супа и каши.     

Ход игры. Дети складывают на поднос зашитые мешочки с крупами. На другом подносе стоят прозрачные контейнеры с крупами. Дети по очереди берут мешочек, на ощупь определяют крупу, называют ее, говорят, какое блюдо можно из нее приготовить и кладут рядом с контейнером.

 

Дидактическая органолептическая игра «Угадай еду на вкус»

Цель: Закреплять знания детей о здоровом питании, о пользе различных блюд в рационе детского питания, закреплять умения называть и различать названия круп и каш, закреплять умение соотносить существительное с прилагательными, учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.                                                                                                                

Ход игры. Детям предлагается съесть завтрак и угадать название блюда (каша – какая? Запеканка, омлет, затем найти и показать контейнер с образцом соответствующей крупы или картинки ингредиентов данного блюда. Эту игру можно проводить каждый день за завтраком.

 

Дидактическая игра «Назови овощи (фрукты) с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте овощи (фрукты), название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

 

Дидактическая игра «Что растет в саду (огороде)?».

Цель: закрепить знания о фруктах (ягодах, овощах).

Ход игры. Выбрать трех детей и предложить назвать, что растет в саду (огороде). Называть фрукты дети должны по очереди – кто больше. За каждое название ребенок получает фишку. Другим детям предлагается назвать ягоды, овощи и т. д. Дети могут дополнять друг друга. Побеждает тот, кто больше всех наберет фишек.

 

Дидактическая игра «За стрелкой следи – витамин назови».

Цельзнакомить детей с видами витаминов и их источником.

Ход игры. Предмет, на котором закреплена стрелка. Вокруг нее расположены карточки с изображениями фруктов (овощей, продуктов питания). Ребенок крутит стрелку, называет фрукт, на который она укажет и витамин, который в нем содержится.

 

Дидактическая игра «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ба – нан, мас – ло, ры – ба, ку – ри – ца. Последний дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

 

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; закреплять знания о полезных свойствах продуктов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я выбрала на завтрак овсяную кашу, потому что…», «Для легкого перекуса я использую банан потому. что…», «В обед я обязательно буду есть суп потому, что …» Дети должны закончить предложение: «…, что в овсянке много белков, а они укрепляют мышцы», «… банан сытный и в нем много железа, он полезен для крови».

 

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать овощ (ягоду, фрукт), не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого овоща (ягоды, фрукта), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой овощ (ягоду, фрукт), передает предмет следующему и т. д.

 

   Дидактическая игра «Как беречь зубы» (старший дошкольный возраст)

Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.

Ход игры. Воспитатель раздает картинки: два плоскостных зуба – веселый и грустный (здоровый и больной); предметные картинки с продуктами питания. Дети выбирают изображения продуктов питания и наклеивают на изображение больного или здорового зуба. Объясняют свой выбор.

 

Дидактическая игра «Этикет – школа изящных манер».

Цель: научить ребёнка правилам поведения за столом; рассказать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Ход игры. Воспитатель раздает плоскостные предметные картинки с контурным изображением блюда и сервировки и говорит: Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а также десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

Затем детям предлагается отметить на картинке, какие столовые приборы требуются при употреблении того или иного блюда.

 

Дидактическая игра «Пирамида здоровья».

Цель: Продолжать учить детей различать продукты, которые мы употребляет часто и редко, объясняя свой выбор словами.  Воспитывать в детях привычку постоянно заботиться о своём здоровье.

Ход игры. Воспитатель раздает плоскостные картинки с контурным черно-белым изображением пирамиды здоровья и контурными изображениями продуктов питания. Дети раскрашивают изображения продуктов питания и наклеивают на изображение пирамиды здоровья, объясняя свой выбор.

 

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант: он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

 

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: фрукты, овощи, ягоды, кухонная посуда, столовая посуда, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и т. д.

«Овощи!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Огурец, томат, кабачок».

 

Дидактическая игра «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А ребенок должен ответить: «Завтракаю», «Обедаю» и назвать одно подходящее блюдо. Например: «Утро» - «Завтракаю, рисовая каша»

 

Дидактическая игра «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, умение соотносить внешний вид продукта с блюдами, которые можно из него приготовить, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке муляж фрукта (овоща, ягоды), или карточку с их изображением, спрашивает, как он используется в питании. Например: «Вишня» - «Можно вишню есть сырую, сделать сок, сварить варенье, испечь с вишней пирог и т.д.»  Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

 

Дидактическая игра «Что это за фрукт (овощ, ягода)?».

Цель: учить детей описывать фрукты (овощи, ягоды)? по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который руками показывает, изображает характерные признаки фрукта, другие дети должны отгадать. Например, руками показывает что-то маленькое, овальное, изображает, что кусает и морщится. Отгадка: лимон.

 

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и назвать.

Воспитатель может предложить иной, более сложный  вариант: ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

 

Дидактическая игра «Верно-неверно».

Цель: Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы пользой, содержащейся в блюдах. Развивать: произвольное внимание, слуховое восприятие; активизировать память, упражнять в установлении связей и закономерностей между свойствами, развивать логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель держит любую игрушку-персонаж и говорит от его имени. Например: Незнайка говорит, что рыбу есть не надо. Это верно или нет? Дети включаются в диалог: это неверно, потому, что полезные вещества, содержащиеся в рыбе нужны для развития головного мозга, памяти, внимания

 

Дидактическая игра «Мяч получай – ягоду и ее пользу для человека называй». 

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование знаний о полезных свойствах ягод, фруктов, овощей для здоровья человека, расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какую-либо ягоду (фрукт, овощ, продукт питания (хлеб, рыба, мясо и т.д.)), а ребенок, возвращая мячназывает пользу для человека. Основные движения: перебрасывание мяча, перебрасывание мяча с ударом об пол, прокатывание мяча, сидя на ковре.

 

 Дидактическая игра «Что бывает круглым?»

Цельрасширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него. Воспитатель: «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает…
 1. Что бывает круглым? (Апельсин, редис, яблоко, вишня...)
 2. Что бывает зеленым? (Огурец, салат, груша, лук...)

 

Дидактическая игра «Где живет витаминка?»

Цель: знакомить детей с видами витаминов и их источником, формировать представления о зависимости здоровья человека от питания.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинку и назвать, какие витамины находятся в данном фрукте, овоще, ягоде, продукте питания

Воспитатель может предложить иной вариант: дети делятся на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку.

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

 

 Дидактическая игра «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: баклажан-баклажаны, суп-супы, кекс-кексы…

 

Дидактическая игра «Что для чего?».

Цель: закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет назначение предмета, а ребенок, возвращая мяч, образовывает предмет: для масла – масленка, для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, для хлеба – хлебница, для соли – солонка, для десерта – десертная тарелка и десертная ложка, для чая – чайная ложка, для кофе – кофейная чашка, ложка, для супа – супница.

 

Дидактическая игра "Назови одним словом"

Цель: закреплять обобщающие понятия.

Ход игры: Воспитатель называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Торт, печенье, вафли. Что это?" Ребенок отвечает на вопрос: «Кондитерские изделия» и бросает мяч взрослому. 

 

Дидактическая игра «Составляем меню»

Цель: формировать представления о том, какая пища полезна, расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, разнообразие в питании), воспитывать привычку к здоровому образу жизни, закреплять названия дней недели.

Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет день недели, ребенок отвечает: завтрак – манная каша, бутерброд с маслом, какао с молоком. Перебрасывает мяч следующему, тот продолжает: обед – борщ, макароны с котлетой, перебрасывает мяч дальше… 

 

Дидактическая игра «Где спрятались витамины?»

Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.

Ход игры: Воспитатель расставляет корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов (А, В, С) и муляжи фруктов и овощей. Дети должны разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.

 

Дидактическая игра «Прятки» («Кто спрятался в борще?», «Кто спрятался в компоте?» и т. д.

Цель: Формировать представления о совместимости продуктов, о пользе компонентов, составляющих то или иное блюдо, для организма чеолвека.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку с надписью: «Борщ», «Компот», «Рассольник», «Манная каша», «Щи» и т.д., а ребенок называет ингредиенты и их пользу для организма.

Воспитатель может предложить иной вариант: Дети делятся на 2 команды и капитан первой команды показывает карточку другой команде, затем игроки слушают ответ. Затем меняются ролями.

 

Дидактическая настольная игра «Мы ходили в магазин» (Лото)

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Ход игры: Дети берут себе большие карты с изображением покупательской тележки. Водящий показывает маленькие карточки с изображением продуктов. Игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты.

 

Дидактическая настольная игра «Продукты» (ассоциативное лото.)

Цель: способствует развитию зрительного восприятия, внимания, речевого развития, закреплению знаний по темам «Продукты питания».

Ход игры: Дети берут себе большие карты с черно-белым изображением продуктов питания. Водящий показывает маленькие карточки с цветным изображением продуктов. Игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты.

 

Настольная игра «Здоровое питание» (лото)

 

Цель: Расширить представление детей о продуктах питания, учить отгадывать загадки, соотносить словесную форму отгадки с изображением продукта.

Ход игры: Воспитатель берёт коробку с маленькими карточками, хорошо их перемешивает. Участникам игры раздаются игровые карты с изображёнными на них продуктами питания, которые употребляются часто и редко. Ведущий достаёт из коробки по одной карточке, на которой написана загадка о продуктах питания, и громко вслух читает загадку. Игроки внимательно слушают ведущего и отгадывают загадку. Тот игрок, у которого отгадка находится на игровой карте, называет отгадку, забирает карточку и закрывает ею соответствующее место на игровой карте. Первый, у кого быстрее всех будут закрыты все изображения на игровой карте, побеждает. Если игроков больше двух, то игра продолжается дальше до тех пор, пока не останется один проигравший.

 

Дидактическая игра «Помоги повару».

Цель: закрепление представлений о видах посуды, ее назначении, качественных характеристиках.

Ход игры. Воспитатель раздает плоскостные картинки с контурным черно-белым изображением повара и предметов кухонной и столовой посуды. Детям надо провести линии от повара к предметам кухонной посуды.

 

Настольная дидактическая игра «Собери свою пиццу»

 

Цель: Расширить знания детей о продуктах питания, обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме, развивать внимание, мелкую моторику пальцев, совершенствовать умение считать.

Ход игры. Дети берут плоскостное изображение куска пиццы и вытягивает карту с изображением рецепта ее приготовления. Согласно рецептуре, указанной на карточке, дети готовят пиццу — раскладывая на изображение куска пиццы кусочки колбасы, лука, грибов, помидоров из фетра.

Дата последнего обновления страницы 02.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»