Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453"

г.Нижнего Новгорода

 

Митенковой Инессы Владимировны

Из опыта работы

 

«Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников»

Мы живём не для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить.

Сократ

Здоровье – основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

ФГОС ДО направлен на:

·        охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

·        формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка; формирование предпосылок учебной деятельности.

Правильное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Актуальность

         Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки, закладываются типологические особенности взрослого человека и его ответственность за свое здоровье.

Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у дошкольников часто отсутствуют базовые навыки культуры питания.

Целью своей работы я определила формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

Исходя из этого, я выделила следующие задачи:

·        Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания, уделить особое внимание значению правильного питания для всего организма и отдельных органов.

·        Сформировать знания о том, какие продукты нам полезны и их необходимо употреблять каждый день, а какие продукты лучше использовать редко.

·        Воспитывать культуру поведения за столом.

·        Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.

·        Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

·        Содействовать воспитанию у детей осознанного отношения к своему питанию.  

·        С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о культуре питания.

В своей работе я использую следующие принципы обучения:

·        научная обоснованность и практическая целесообразность;

·        возрастная адекватность;

·        необходимость и достаточность информации;

·        динамическое развитие и системность;

·       вовлеченность семьи.

В своей практике я использовала исследовательские-творческие проекты. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители.

Метод проектов интересен и полезен как детям, так и мне, как педагогу, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным, а естественным и гармонично вплетающимся в образовательный процесс.

Мною разработаны проекты: «Овощи и фрукты – витаминные продукты», где родители приняли активное участие в фотоконкурсе по теме, в конкурсе книг кулинарных рецептов. В результате, более половины родителей уверены в том, что проект повлиял на гастрономические пристрастия детей.

К участию в проекте «Здравствуйте, я – молоко!» также было привлечено родительское сообщество нашей группы. Они совместно с детьми проводили экскурсии в магазин за молочными продуктами, и, как итог работы, ввели в меню своей семьи новые блюда из молочных продуктов.

Проект «Культура питания – основа воспитания» стал логичным итогом предыдущей работы. Многие родители признались в том, что участие в проекте заставило их пересмотреть свои взгляды на организацию семейного питания.

В ходе реализации проектов я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по проекту, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности:

·        виртуальные экскурсии на пищеблок, продовольственный магазин, библиотеку;

·        встречи с сотрудниками детского сада по вопросам правильного питания (поварами, психологом);

·        практические занятия;

·        творческие домашние задания;

·        конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

·        сюжетно-ролевые игры, игры с правилами,

·        беседы и презентации.  

Эти знания я закрепляю с помощью:

·        дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр;

·        созданных специальных проблемных ситуаций;

·        настольных театров;

·        на занятиях продуктивной деятельности;

·        в ходе совместной деятельности;

·        систематических бесед.

В практике широко использую дидактические кулинарные и сенсорные игры. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Их можно разделить на следующие группы:

1.     Игры на формирование знаний о полезных свойствах продуктов для здоровья человека: «Мяч получай – ягоду и ее пользу для человека называй», «Закончи предложение», «Составляем меню», «Кто спрятался в борще?», «Кто спрятался в компоте? и т.д.»

2.     Игры на знакомство детей с видами витаминов и их источником: «Где живет витаминка?», «Что для чего?», «Где наши витамины?» и др.

3.     Игры на формирование представлений о зависимости здоровья человека от питания: «Пирамида здоровья», «Кто больше знает» и др.

4.     Сенсорные игры, знакомящие детей с процессом приготовления блюд, помогающие оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам: «Угадай, что в мешочке», «Варим компот», «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху».  

5.     Настольные игры, расширяющие представления детей о продуктах питания: «Мы ходили в магазин», «Продукты», «Здоровое питание»

Дидактические игры я проводила с детьми как коллективно, так и индивидуально. Усложняла за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Организовывала их в часы досуга вечером и на прогулках.

В сюжетно-ролевых играх я или сами дети в числе прочих предлагали различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом с составлением своего дневного рациона: «Встречаем гостей», «Вежливый магазин», «Поварята» и др.

Не забывая, что важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, я ежедневно использовала в работе чтение книг, разучивание стихов, разгадывание загадок, заучивание пословиц.

С помощью цикла занятий и бесед: «Ягоды не только сладость, а и для здоровья радость», «Как правильно вести себя за столом», «Хлеб – это жизнь», «Если хочешь быть здоровым», «Из чего варят каши и как сделать каши вкусными», «Путешествие Волшебной ложки» и т.п., я уточняла, систематизировала и классифицировала знания детей о культуре питания.

Очень важна, я считаю, работа в уголке природы, на «Витаминном огороде». В результате самостоятельного выращивания лука и рассады полезных культур для нашего огорода: огурцов, томатов, перцев, содержащих множество витаминов и микроэлементов, у детей углубляются знания о здоровой пище, появляется интерес к употреблению этих продуктов в пищу. 

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия (ОД, праздники и развлечения, проекты), провела мастер класс по данной тематике.

Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе по культуре питания использовать проекты и дидактические игры, как их составляющую.

Однако без участия родителей результаты работы по данной теме были бы не такими значимыми. Поэтому я применяю в работе с родителями различные формы работы. Главной целью работы с родителями является: вовлечение их в процесс работы группы по формированию здорового питания: информирование их о роли правильного питания в жизни их детей, о том, как научить детей общаться и строить отношения в обществе, основываясь на нормах и правилах этикета. Помимо вышеизложенных форм работы, проводились родительские собрания, на которых я рассказывала о проведении в детском саду дней здоровья, представляла результат своей работы в форме презентаций.

Мной были проведены консультации по теме «Правильное питание детей дошкольного возраста», "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни". Регулярно обновляется выставка литературы, буклеты, памятки. Совместно с детьми родители принимали участие в выставках «Наш любимый рецепт».

Я считаю, что если постоянно использовать проектный метод в формировании культуры питания у детей, то сложившаяся система даст возможность детям:

·        ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

·        оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

·        применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

Таким образом, активная позиция педагога в организации работы с детьми по формированию здорового отношения к полезной пище способна не только оптимизировать образовательный процесс, но и развивать познавательный и творческий потенциал детей, что будет способствовать формированию осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих здорового образа жизни.

 

Дата последнего обновления страницы 02.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»