Цель: формирование знаний детей о пользе самой большой ягоды – арбузе.
Задачи:
-
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об арбузе.
-
Закрепить знания и представления детей о пользе арбуза для здоровья человека.
- Развивать внимание, память, воображение, словарный запас, двигательную активность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседа с детьми о ягодах, растущих в наших климатических условиях и о пользе ягод для организма человека. Разучивание стихотворений.
Дидактические игры: «Мяч получай – ягоду и ее пользу для человека называй», «Найди мою тень»
Оборудование: проектор, экран, коробка с мячом, альбом, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Методические приемы: Дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Ход занятия
Организационный момент:
Игра в кругу с мячом «Мяч получай – ягоду и ее пользу для человека называй» (названия ягод нашей местности):
Первый ребенок: Малина
Второй ребенок: она помогает бороться с температурой.
Третий: Земляника
Четвертый: полезна при простудах и при бессоннице.
Пятый: Черника
Шестой: помогает улучшить зрение.
Седьмой: Ежевика
Восьмой: помогает при бронхите, ангине, простудах.
Девятый: Вишня
Десятый: помогает работе сердца.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о ягодах! Садитесь на свои места. Перед вами – листочки с изображением ягод и их тени. Надо их правильно соединить.
Игра «Найди мою тень».
Воспитатель: А о какой ягоде, которая изображена на ваших листах, мы еще не говорили? Какую ягоду к нам привозят в конце лета?
Дети: Арбуз!
Стук в дверь. Воспитатель возвращается с коробкой.
Воспитатель: Посмотрите, нам принесли посылку. (Показываю закрытую коробку). Давайте ее откроем. (Открываю, достаю мячик с раскраской, как у арбуза). Но здесь еще есть какой-то листок. Читаю: «Приглашаем вас в Африку, на родину арбуза». А вот и билеты. (На листках – цифры) Ну что, ребята, полетим в Африку?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда стройтесь по номерам в билетах - и в путь!
Физкультминутка:
САМОЛЕТЫ
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Подзаправиться присели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Слайд № 1. Африканский мальчик ест арбуз.
Ребята, вот мы и на родине арбуза, в Африке.
Арбуз — сладкий, вкусный и многими любимый плод, это растение из семейства тыквенных, выращивается на бахчах – это большие, ничем не огороженные поля.
Удивительно, но пустыня Калахари, это безводное место, принято считать родиной арбузов. Именно отсюда, как полагают, более четырех тысяч лет назад они попали в Древний Египет, откуда уже начали свое путешествие по другим странам мира. И до сих пор в пустыне можно увидеть дикорастущие арбузы. Правда, по своим размерам они значительно уступают своим культурным родственникам.
В давние времена плоды дикого арбуза спасали путников от смерти. Плоды у диких арбузов небольшие. У некоторых видов они бывают горькими, но встречаются и сладкие, приятные на вкус. На одном растении плодов завязывается много, созревают они долго, в течении 5?6 месяцев. До сих пор местные жители используют плоды диких арбузов вместо воды.
Слайд №2. Плоды арбуза в пустыне Калахари.
Арбузу нужен теплый климат. Эту ягоду к нам привозят в конце лета и её очень любят и дети, и взрослые. Арбуз прекрасно утоляет чувство жажды и голода.
Слайд № 3. Половинка арбуза.
Но арбуз не только вкусный, сладкий, но и полезный плод, который доставляет не только удовольствие, но и приносит большую пользу нашему здоровью, потому что в нем много витаминов. Взрослому человеку витамины нужны, чтобы быть бодрым и здоровым. Детям они необходимы еще и для активного роста и развития. Аскорбиновая кислота (витамин С), которая в нем содержится, помогает организму быть устойчивым к различным инфекциям, а также способствует восстановлению. и заживлению организма, поэтому плоды арбуза хорошо вводить в рацион выздоравливающим после хирургических операций.
А витамины группы В хорошо влияют на органы пищеварения и позволяют легче сосредотачиваться и меньше уставать во время работы. Арбуз издавна используют в лечебном питании при болезнях сердца и печени, улучшает работу кишечника. он обладает также сильным противовоспалительным и жаропонижающим действием.
. Также арбуз полезен при похудении. Мякоть южной ягоды одно из лучших средств для снижения лишнего веса. Лучше всего арбузы есть сырыми – так в них сохраняются все витамины, но, если хочется сделать запасы на зиму, то из арбуза делают мед, компот, их солят, а из арбузных корок варят очень вкусное варенье.
Если летом и осенью регулярно употреблять в пищу арбузы, можно поправить здоровье и укрепить ослабленный иммунитет.
Сейчас вывели много удивительных сортов арбуза.
Слайд № 4, 5, 6. Разные сорта арбуза: желтокорый, чернокорый, с желтой, оранжевой мякотью, арбузы-мини. Квадратные и треугольные арбузы.
Ну а нам пора возвращаться. Давайте заглянем в нашу картинную галерею. Посмотрите, какая красивая картина русского художника Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Слайд № 7. Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем».
Что мы на ней видим?
Дети: Мы видим красивую женщину за столом, на котором стоят тарелки с фруктами, ягодами и выпечкой. В центре стола- большой арбуз, разрезанный на куски.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать половинку арбуза. Какие цвета нам понадобятся?
Дети: красный и зеленый.
Воспитатель: какую геометрическую форму имеет половика арбуза?
Дети: овал.
Воспитатель: Правильно. Давайте мы сделаем пальчиковую гимнастику перед рисованием.
Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
А теперь мы начинаем рисовать. Сначала сделаем контур половинки арбуза зеленой краской – это будет корка. Затем, немного отступив, рисуем красной краской внутри овал поменьше – это будет мякоть. Подождем, пока красная краска высохнет и способом примакивания нарисуем черной краской зерна. А теперь, когда наши рисунки высохли, давайте их вырежем и согнём пополам. Получились чудесные ломтики! Вечером ваши арбузы вы можете подарить мамам и папам!
Рефлексия. Ребята, что нового мы сегодня узнали? Чем полезен арбуз?
Ответы детей.